заглянуть на тёмную сторону

Советский Союз в 1941 году хотел напасть первым. Нацистская Германия разгадала его намеренья.

Период перед нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года относится к числу наиболее мифологизированных советской пропагандой и историографией. Это в полной мере относится к так называемому «Сообщению ТАСС», которое было передано по радио 13 июня и в тот же день, а фактически вечер направлено через немецкого посла в Москве фон Шуленбурга в Берлин, а через советского посла в Лондоне Ивана Майского лично Уинстону Черчиллю, пишет Юрий Райхель на страницах издания День.

Из Берлина не последовало никакой реакции, а британский премьер направил в Москву срочную телеграмму своей дочери, чтобы она немедленно выехала в Тегеран, так как война буквально на пороге.

Все это заставило Сталина на следующий день 14 июня опубликовать в главных советских газетах «Правда» и «Известия» известное «Сообщение ТАСС».

Интересный момент. Хотя оно озаглавлено как «Сообщение», но в самом тексте говорится более точно и предметно. «ТАСС заявляет, что: 1) Германия не предъявляла СССР никаких претензий и не предлагает какого-либо нового, более тесного соглашения, ввиду чего и переговоры на этот предмет не могли иметь места; … 4) проводимые сейчас летние сборы запасных Красной Армии и предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия Красной Армии как враждебные Германии по меньшей мере нелепо».

Иными словами, Сталин, а по свидетельству ряда источников именно он был вдохновителем и автором сообщения-заявления, о чем также свидетельствует и стиль текста, хотел предупредить Берлин, что, во-первых, он знает о концентрации немецких войск на границах СССР и напомнить Гитлеру о его обещании 20 июня начать отвод их от границ.

Во-вторых, уже невозможно было скрыть концентрацию и дальнейшую переброску советских войск в западные военные округа и их выход непосредственно на границу. В Берлине прекрасно знали, что в Одесском и частично в Киевском военных округах пограничников стали заменять армейские подразделения.

1

Международная обстановка была в мае-июне 1941 года крайне неопределенной. Первоначальные военные успехи Германии и Италии сменились проблемами и неудачами. Британские войска 30 мая свергли прогерманское правительство Рашида эль Гайлани в Ираке, британские войска разгромили итальянцев в Северной Африке и заняли столицу Абиссинии, теперь Эфиопия, Аддис-Абебу. Был 27 мая потоплен флагман германского флота линкор «Бисмарк» и британский флот стал господствовать, по крайней мере, в Атлантическом океане. Рейдерские действия надводного флота Kriegsmarine прекратились.

И наконец, стало очевидным, что Британия оправилась от поражения лета 1940 года и при поддержке США наращивает свой военный потенциал.

Со своей стороны, Москва начала налаживать политические контакты с Лондоном и Вашингтоном.

Сталин демонстративно 1 июня принял для беседы британского и американского послов, о чем сообщалось в прессе. Советское посольство в Берлине получило распоряжение вывозить детей советских граждан, работавших в Германии. Одновременно представительство ТАСС демонстративно обратилось с запросом в швейцарскую миссию о возможности своего перебазирования из Берлина в Берн, Цюрих или Женеву.

После встречи со Сталиным британский посол в Москве Стаффорд Криппс был вызван в Лондон. По его предложению, заместитель министра иностранных дел Александр Кадоган передал советскому послу Майскому 13 июня карту с расположением немецких войск на советской границе. За исключением одной дивизии, которая прибыла уже после начала агрессии, она точно соответствовала реальному размещению войск. Карта была срочно передана в Москву, но реальных дипломатических действий не последовало, что внешне закрепило «Сообщение».

Как следует из рассекреченных СБУ архивов, секретарю ЦК КП(б)У Никите Хрущеву в мае-июне 1941 года регулярно докладывали о концентрации немецких войск на границе. Конечно, все это поступало в Москву, и никаким секретом для Сталина не было.

Соответственно и для немецкой разведки не было тайной постоянное увеличение советских войск на границе. Как теперь выясняется, в Берлине не в полной мере имели информацию о реальных масштабах такой переброски, о действительном количестве танков, самолетов, артиллерии и даже автомобилей в полосе четырех западных округов уже готовых к преобразованию во фронты. Такое распоряжение поступит 18 июня.

Обе стороны выжидали и по возможности сохраняли дымовую завесу тайны и дезинформации.

Для Лондона приближение войны Германии с СССР тайной не было. Уже в конце мая британская разведка получила, как говорится из первых рук абсолютно точные сведения, что Гитлер нападет на СССР между 20 и 23 июня.

В то же время Черчилль имел данные, что советские войска на границе концентрируются не столько для обороны, сколько для нападения. О том, что знала британская разведка, полных данных нет, так как многое до сих пор засекречено.

Перед Лондоном и Вашингтоном была непростая дилемма. В обеих столицах прекрасно осознавали, что два диктатора готовятся к нападению друг на друга, и кого в этой схватке следовало поддерживать, оставалось очень большим вопросом.

Сталин понимал, что факт переброски войск не остается секретом и требует внятного объяснения.

Обмануть германского противника не представлялось возможным. Легковерных в Берлине не наблюдалось. Значит, первым адресатом «Сообщения» был Черчилль. Вторым — Рузвельт. При этом второй еще больше, чем первый.

В марте 1941 года конгресс принял закон о ленд-лизе и поток вооружений и другой помощи хлынул на британские острова. Очень важно было убедить американского президента, что СССР не хочет воевать, а войска на границе — это всего лишь военные игры. Именно этому был посвящен пункт 4 сообщения-заявления. Ради него, что «…предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год …» и был состряпан весь этот пиаровско-дипломатический ход.

Заодно заставить Берлин хоть как-то отреагировать на советские действия и прямой призыв. Вдруг получится и тогда появляется возможность втянуть Германию в переговоры и тем самым выиграть время для завершения переброски советских войск. Предположительно до начала июля.

Из Берлина никакой реакции не последовало, а перехваченная телеграмма Черчилля об отъезде его дочери наглядно свидетельствовала, что в Лондоне все знают и все поняли. В этом смысле сталинский замысел не сработал.

Есть данные, что уже с 15 июня переброска советских войск ускорилась максимально возможным темпом. Речь уже шла не об июле, а последних числах июня.

Дата 18 июня преобразования округов во фронты выбрана была не случайно. К тому же 20 июня пришло распоряжение Генерального штаба об образовании Южного фронта на базе Одесского военного округа. Времени на подготовку становилось все меньше.

Если Сталин и хотел как-то прощупать немецкую позицию, то это было далеко не главной целью «Сообщения ТАСС». Ему крайне необходимо пропагандистским и дипломатическим путем прикрыть завершающий этап подготовки к нападению на Германию.

В запале этой подготовки он пропустил встречный упреждающий удар своего партнера, с которым еще совсем недавно собирался делить мир.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

Пин Ап - не просто виртуальная игровая площадка, а целостный мир азартных развлечений, доступный поклонникам ярких эмоций из любой точки земного шара. На протяжении многих лет существования клуба снискало доверие игроков.

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss