заглянуть на тёмную сторону

Кем были скандальные российские киберхулиганы и что с ними случилось.

Руководитель хакерской группировки «Анонимный интернационал», известной как «Шалтай-Болтай», Владимир Аникеев (на фото) рассказал в интервью Русской службе Би-би-си, для чего команда публиковала компроматы на влиятельных людей страны, почему они не взламывали почту оппозиционеров и как появились слухи о кураторах группы из ФСБ.

Об этом пишет «The BELL».

История

Группировка «Шалтай-Болтай» получила известность в 2014–2016 годах после публикации частной переписки Дмитрия Медведева, его бывшего пресс-секретаря Натальи Тимаковой, бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, главы Роскомнадзора Александра Жарова, издателя Арама Габрелянова, телеведущего Дмитрия Киселева, помощника президента Андрея Белоусова и многих других влиятельных фигур России. На основе некоторых материалов были даже проведены расследования — например, «Он вам не Димон» Алексея Навального, которое к настоящему моменту набрало более 28 млн просмотров.

Летом 2017 года Аникеев, также известный как Льюис, был приговорен к двум годам лишения свободы за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Два других участника группировки — Константин Тепляков и Александр Филинов получили по три года. В августе 2018 года Аникеев вышел на свободу благодаря поправкам, по которым один день в СИЗО засчитывается за полтора дня в колонии общего режима.

Как работала группировка

По словам Аникеева, основными участниками группировки был он и его знакомый Александр Глазастиков — они жили в Петербурге и познакомились около 20 лет назад, когда Аникеев занимался организацией масштабных вечеринок для сайта знакомств «Дамочка.ру». Периодически работу для «Шалтая» выполняли айтишник Константин Тепляков и бывший сотрудник МТС Александр Филинов. Из всех четверых избежать наказания в итоге удалось только сбежавшему из страны Глазастикову.

Идея проекта родилась в 2013 году. По словам Аникеева, в большинстве случаев он сам писал тексты, которые предваряли слив переписки, а также утверждал их. Глазастиков «своими обязанностями часто манкировал», говорит Аникеев и приводит случай, когда ему пришлось выполнять его работу, потому что напарник просто заснул, а проснувшись, был так пьян, что, протрезвев, даже не понял, что Аникеев избил его, сломав в процессе два ребра.

Большая часть работы «Шалтая-Болтая» пришлась на время, когда Аникеев жил в Таиланде. «Бассейн, семь спален, большая лаундж-зона, бар, гостиная», — описывает он свой двухэтажный тайский дом, из которого публиковалась переписка российских чиновников.

Зачем «Шалтай-Болтай» взламывал чиновников

«Ради некоего хулиганства и попытки поиграть с реальностью. У нас был девиз: «Изменяем реальность, придаем смысл словам», — рассказывает Аникеев. По его мнению, «некий политический ландшафт» с их помощью действительно был изменен. «Мне было скучно. И тут родилась движуха. И как-то все это пошло и чем дальше, тем больше напоминало сюжет голливудского фильма, включая бассейн», — описывает свою мотивацию экс-глава группировки.

Публиковал компромат Аникеев не для того, чтобы обогатиться. «Дом стоил относительно небольших денег, его мог себе позволить пиарщик-журналист средней руки», — рассказывает он. Глазастиков говорил, что за 2,5 года членам группировки удалось заработать $1–2 млн. А Аникеев утверждает, что в первый год проект вообще не принес никаких денег, кроме $200 от кнопки «помощь проекту».

Цитата: «Сейчас все стремятся поймать хайп, а мы тогда просто брали и ловили его. А на самом деле было а) скучно, б) решили повеселиться, повеселились, получили люлей. Сейчас вышли, сделали выводы».

Оппозиционеров «Шалтай-Болтай», по словам Аникеева, не взламывал, потому что в России «оппозиция неинтересная». Ничего интересного за 2,5 года не было найдено даже на Навального, утверждает он: «Все оказывались людьми достаточно заурядными, охочими до денег».

Кто взламывал чиновников

Кто именно занимался взломами, до сих пор неизвестно, — никто из участников не признает свою причастность к этому, в блоге группы было указано, что переписка «найдена на просторах интернета». «Аникеев и Глазастиков не взламывали по причине отсутствия знаний. Я не взламывал, потому что это не требовалось. Филинов тоже этим не занимался, он вообще далек от компьютеров», — пишет Тепляков в переписке с Би-би-си.

Тепляков, по словам Льюиса, был «совершенно случайным человеком в проекте, который мало что знает». Когда нужно было приступить к делу, он «пинал **** [балду], бухал, причем с той девушкой», с которой тот сам его познакомил. По его словам, получив деньги, Тепляков уехал в Таиланд, стал заниматься агентством недвижимости, которое за два года не привлекло ни одного клиента. Cам Тепляков говорит, что его «активное участие началось в 2015 году, основной задачей было автоматизировать процесс работы над информационными массивами, которые занимал неприлично большое количество времени».

Успехи группировки

«90% моей жизни — это легенда. Журналисты сделали из меня того, кем я не являюсь, а я с удовольствием кормил их байками», — говорит Аникеев. Но, по его словам, монетизировать это «пока не получается». «Вот если бы старина Харви [Вайнштейн] предложил мне написать сценарий!» — шутит бывший глава «Шалтая-Болтая».

Пресса к группировке относилась настороженно, отмечает Би-би-си, — было непонятно, то ли они продвигают полную свободу информации, то ли являются «сливным бачком для ФСБ». Тем не менее члены группировки дистанционно дали 23 интервью, причем разным изданиям — Buzzfeed, Guardian, «Медузе» и даже Playboy.

Связи с ФСБ

Тепляков и Глазастиков уверены, что у Аникеева были кураторы в ФСБ. Эту информацию Би-би-си сообщил и чиновник, ставший жертвой взлома группы: по его словам, выложенные группировкой данные можно было получить только при помощи спецслужб. «Представьте себе сеть. Забрасывается невод, и что попадается, то мы и брали интересное», — говорит сам Аникеев об источниках информации.

По данным «Росбалта», человеком, с которым взаимодействовал Аникеев, мог быть глава одного из подразделений центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов (впоследствии его обвинили в госизмене). Именно его подчиненный и подельник Дмитрий Докучаев пытался выманить Льюиса в Россию, рассказывал The Bell адвокат Аникеева Руслан Коблев. Сам Аникеев сотрудничество с ФСБ и встречи с Докучаевым отрицает.

«Когда ты с кем-то сотрудничаешь, ты не игрок. Ты на рынке, на поляне, не игрок. Игрок — это тот, кто независимый. Потому что все сообщество, если ты под кем-то, знает, что ты под кем-то. И договаривается не с тобой. Нет смысла уменьшать свою капитализацию», — говорит он.

Развитие детского спорта

Связь с петербургским отделением общественной организации «Золотая лига», которое занимается развитием детского и юношеского спорта, Аникеев опровергает, хотя человек по имени Владимир Федорович Аникеев с 2013 года значится координатором этой организации. «Или однофамилец, или кто-то в те годы мог использовать мои паспортные данные для регистрации отделения. Скорее, второй вариант — кто-то попросил для отчетности в каком-то проекте».

О предположительно стоявшем за организацией провластном политтехнологе Сергее Соколове Аникеев говорит прохладно: «Он представлялся от нас, мы слышали о нем, что он якобы утверждал, что может решить или купить вопросы с «Шалтаем». Этот человек, скажем так, самозванец». Сейчас Соколов готовится к суду, пишет Би-би-си: он находится в «Лефортово» по обвинению в незаконном обороте оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Сейчас Аникеев работает в адвокатском бюро «Коблев и партнеры», специализируясь на информационной безопасности и пиаре. «Могу копать, могу не копать», — описывает он свою работу. Это «эффективный специалист в области нетрадиционного пиара», рассказывает Би-би-си собеседник, прибегавший в прошлом к услугам Аникеева. «В меру мутный пассажир», который может достать ценную информацию, описывает Аникеева еще один бывший наниматель.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss