заглянуть на тёмную сторону

Титулованный беженец попутал берега от безнаказанности.

«Художник-акционист» Петр Павленский, известен многими своими экстравагантными выходками. В 2014 году, сидя голым на ограде Центра судебной психиатрии им. Сербского в Москве, он отрезал себе кусочек уха, протестуя против репрессивного характера психиатрии. Голый и обмотанный колючей проволокой он лежал перед Законодательным собранием Петербурга, протестуя против государственной политики сковывания гражданской инициативы. Сидя в Москве на Красной площади, опять же голым, он прибил гвоздями к брусчатке свои тестикулы, протестуя против полицейского произвола. Вместе с соратниками он поджигал автомобильные покрышки в Петербурге, приветствуя таким образом украинскую Революцию достоинства, а позже стоял с трагическим видом (но на сей раз почему-то одетым) перед горящей дверью здания ФСБ на Лубянке. Дверь он же и поджог, обильно полив ее бензином, пишет Александр Подрабинек на сайте Белсат.

Либеральная общественность относилась к акциям Петра Павленского с восторгом, а государственная власть – на удивление терпимо. За поджог покрышек его приговорили к одному году четырем месяцам лишения свободы, но освободили от исполнения наказания в связи с истечением срока давности. За поджог двери в здании ФСБ его приговорили к полумиллионному штрафу, который он так и не заплатил.

1
Петр Павленский на Красной площади в знак протеста против милицейского беспредела прибил гвоздями к брусчатке свои тестикулы в День милиции, 10 ноября 2013 года, Москва

Московский опыт во Франции

Персональная оттепель открывала для Павленского новые возможности. В декабре 2016 года продюсер «Театра.doc» Всеволод Лисовский обвинил Павленского в избиении одного из актеров театра и «попытке изнасилования» актрисы Анастасии Слониной. Актриса также обвинила Павленского и его жену Оксану Шалыгину в сексуальных домогательствах. Павленского допросили, но задерживать не стали. И это притом, что за попытку изнасилования и побои ему грозило до 10 лет лишения свободы. Но оттепель есть оттепель. Через несколько дней он с семьей уехал в Украину, а оттуда во Францию, где и получил в 2017 году политическое убежище.

Во Франции Павленский решил повторить московский опыт: протестуя теперь уже против власти капитала, он поджег дверь банка на площади Бастилии. Однако французская Фемида оказалась к художнику не столь благосклонна, как российская. Павленского арестовали и через 11 месяцев приговорили к 3 годам лишения свободы, из которых к двум – условно, а почти год он уже отсидел под арестом.

В конце прошлого года у Павленского приключилась уголовная неприятность – драка в парижском ресторане, во время которой он двух человек поранил ножом, а сам получил по голове бутылкой. Полиция начала расследование. Над политбеженцем нависла угроза реального уголовного преследования. И тут Павленский, вероятно, вспомнил о замечательной уголовной практике, давно существующей в России.

Павленский «меняет масть»

В Советском Союзе концлагеря были уголовные и политические. Это было неформальное деление, но совершенно явное. В уголовных лагерях было посвободнее, но и беспредела больше – как со стороны заключенных, так и со стороны администрации. В политических лагерях режим был строже, но такого уголовного беспредела не было. Да и администрация вела себя аккуратнее.

Этими различиями иногда пользовались проигравшиеся в карты уголовники, разоблаченные стукачи или другие зэки, провинившийся перед лагерным сообществом. Они «меняли масть» – переделывались в политических. Например, выкалывали себе на лбу антисоветскую татуировку, что-нибудь вроде «Раб КПСС», или совершали какую-нибудь разовую антисоветскую акцию. Их, разумеется, арестовывали, изолировали от уголовников, судили и отправляли на политзону. Они были счастливы – ушли от справедливой расправы своих бывших товарищей.

Использовался этот опыт и на воле. Понимающие, что они попались, высокопоставленные жулики, коррупционеры, мошенники и прочая уголовная публика спешила высказаться оппозиционно, чтобы в дальнейшем говорить о политическом характере преследования. Иногда действительно помогало.

Хороший опыт везде пригодится. Даже во Франции. Подравшись в ресторане, Павленский срочно объявил войну политической системе Франции, обещая искать и публиковать компромат на французских политиков. 13 февраля он опубликовал на своем сайте видео с участием Бенджамина Гриво, кандидата в мэры Парижа и соратника президента Эммануэля Макрона.

2
Бенджамин Гриво на пресс-конференции за неделю до публикации компрометирующего видео, 5 февраля, Париж

Судя по описаниям, Гриво мастурбирует перед объективом видеокамеры, но делает это ни как Диоген, который по легенде мастурбировал, сидя перед своей бочкой на виду у всех горожан; ни как Павленский, который, изображая протест, рассиживал голым на Красной площади в Москве. Гриво отправил это видео некой особе, частному лицу, а как оно потом попало к Павленскому, достоверно неизвестно. Павленский утверждает, что получил его от любовницы Гриво.

Как бы там ни было на самом деле, публикация такого материала – есть вмешательство в частную жизнь, что по французским законом влечет уголовную ответственность. В результате скандала Гриво отказался от участия в выборах, а Павленский торжественно заявил о своей победе и намерении продолжать в том же духе. Впрочем, 15 февраля его арестовали. Вероятно, Павленский надеется, что теперь пьяная драка в ресторане будет восприниматься всеми только как повод для политической расправы.

При чем здесь Russia Today и «Спутник»?

Но почему все-таки Павленский выбрал именно Гриво? Ведь он даже не был фаворитом в предвыборной гонке на пост мэра. Ему прочили на выборах в лучшем случае третье место. И почему «разоблачение» состоялось сейчас, столь спешно, а не перед самыми выборами? Если поспешность еще можно объяснить желанием поскорее «сменить масть» и предстать перед обществом в роли обличителя буржуазного общества, что несомненно найдет отклик у многочисленных французских левых, то выбор в качестве жертвы именно Бенджамино Гриво на первый взгляд не совсем понятен.

Но только на первый взгляд. Дело в том, что г-н Гриво – это тот самый человек, который оказался трудным препятствием для продвижения российской политики во Франции. В 2018 году, будучи официальным представителем французского правительства, он запретил рупорам кремлевской пропаганды телеканалу Russia Today и агентству «Спутник» посещать Елисейский дворец и присутствовать там на президентских пресс-конференциях. Он совершенно справедливо охарактеризовал эти две путинские организации как инструменты пропаганды, а не средства массовой информации. Russia Today в ответ называла это «дискриминацией» и «системной травлей».

Но г-н Гриво был неумолим! И что самое для RT обидное, он говорил о своей позиции прямо и откровенно: «Russia Today – это не журналисты, а пропагандисты, финансируемые иностранным государством, а именно Россией. Я не предоставил им доступ в Елисейский дворец. Я этого не скрываю и говорю об этом другим СМИ, которые я уважаю за то, что они ссылаются в своих материалах на источники».

Такое вопиющее отсутствие политкорректности требовало отмщения. И оно пришло в образе «художника-акциониста» Петра Павленского. Так, может быть, не таким уж случайным было столь мягкое отношение российской власти к акциям Павленского и его легкий выезд на Запад с избавлением от ответственности за попытку изнасилования?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

виски Томатин

Выбор виски – это не просто покупка алкогольного напитка, это погружение в уникальный мир, где каждая деталь имеет значение. Особое место в сердцах ценителей занимает напиток от Tomatin.

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss