На Херсонщине отряды территориальной самообороны уже переходят под контроль ОПЗЖ и прочей «агентуры».
Россия в очередной раз бряцает оружием и перебрасывает военных и технику на границу с Украиной и на временно оккупированные ею территории в Крыму и на востоке. В связи с этим в двух южных областях Украины проводятся внеочередные учения подразделений территориальной обороны. И это не может не радовать. Но среди бойцов теробороны Херсонщины мы видим лиц с открытой или латентной пророссийской позицией, членов пророссийских организаций и криминализированных группировок. В чьи руки Генштаб ВСУ дает оружие, чьи приказы они будут выполнять и в какую сторону будут стрелять в час «X»? Этим вопросом задаются Альона Николова и Петр Коберник в своей статье для «Центра журналистских расследований».
На Херсонщине сборы подразделений теробороны уже почти традиционны, ведь область граничит с временно оккупированным полуостровом и имеет большое стратегическое значение. Как для Украины — в плане обороны, так и для России — в плане агрессивной гибридной войны.
По словам главы Херсонской областной государственной администрации Сергея Козыря, главнокомандующим ВСУ принято решение о проведении внеплановых учений ТрО на территории области в связи с милитаризацией Россией полуострова Крым и увеличения количества ее войск на границе с Украиной. Об этом он заявил на прошлой неделе на брифинге, посвященном началу сборов ТрО.
Сергей Козирь, глава Херсонской областной государственной админстрации
Территориальная оборона за годы войны стала своего рода модной темой для чиновников и генералов, которые любят ездить за границу перенимать опыт Швейцарии, Эстонии и Польши и годами об этом рассуждать. Однако закона Украины о теробороне до сих пор нет.
При этом в мечтательных дискуссиях теряется важный вопрос: кто должен стать костяком территориальной обороны, как отбирать людей, которым дается в руки оружие, и как не ошибиться в выборе? И пока нет законодательно установленных правил отбора, процесс формирования подразделений ТрО идет самотеком. Как правило, в сборах ТрО охотно участвуют общественные формирования ветеранов АТО или ООС, общественные и политические деятели и просто поклонники военного дела. Но мотивация участия в теробороне у всех разная и не всегда благородная.
Это — шеврон формирования «Никто кроме нас». Оно зарегистрировано как Общественная организация ветеранов ВДВ (рус. — Воздушно-десантные войска). ОО была основана в Новой Каховке весной 2016 года и позиционировала себя как объединение ветеранов АТО, хотя к войне на востоке Украины тогда ее члены отношения не имели.
Зато эта организация оказывала услуги охраны частным лицам, в частности, мэру Новой Каховки Владимиру Коваленко и бывшему председателю Херсонского областного совета Владиславу Мангеру, который сейчас находится под следствием и арестом по подозрению в заказе убийства Екатерины Гандзюк.
Руслан Агаев — учредитель и первый глава общественной организации «Никто кроме нас», которая зарегистрирована по его домашнему адресу. В интервью Hromadske он фактически подтверждает информацию о содействии председателю областного совета Мангеру, для участия в акциях в поддержку которого они преодолевали 100 километров от Новой Каховки до Херсона.
«Также, когда проходили сессии областного совета в Херсоне, мы туда приезжали для того, чтобы стоять на охране общественного порядка», — рассказывал Руслан Агаев.
Руслан Агаев, бывший глава ОО «Никто кроме нас», 03.02.2020
Это интервью Руслан Агаев давал в помещении Печерского райсуда Киева, где назначалась мера пресечения членам формирования «Никто кроме нас»: руководителю организации и четырем его сообщникам — Максиму Карому, Николаю Горелову, Генриху Тарасенко и Николаю Присяжному. Все они обвинены в избиении оппозиционеров тогдашней руководительницы района Елены Кравченко-Скалозуб, которой в мае 2019 года собирались выразить недоверие на заседании сессии районного совета, на которое бойцы Агаева не пропускали депутатов. При этом пострадали активисты и ветераны АТО. Организатором преступной группировки следствие называло Игоря Павловского, подозреваемого в содействии организации убийства Екатерины Гандзюк.
Обвинительный акт по этому делу в феврале этого года направлен в суд, поэтому Руслан Агаев и его сообщники уже подсудимые. Правда, подготовительное заседание по делу до сих пор не состоялось — судьи один за другим берут самоотвод.
В упомянутом интервью Агаев также признает связь своей организации не только с Игорем Павловским, но и Алексеем Левиным — еще одним фигурантом дела об убийстве Екатерины Гандзюк. Когда же члены этой группировки попали за решетку, бойцы из «Никто кроме нас» нашли себе других, еще более скандальных и политически определенных покровителей.
Летом 2020 года Илья Кива, чуть ли не самый большой фрик и провокатор современной украинской политики, создал свою ОО «Патриоты — за жизнь», название которой созвучно названию партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Рабиновича-Медведчука, по списку которой Кива и получил мандат народного депутата.
Тогда же оказалось, что бороться с фашистами, которых видит только Кива, на Херсонщине готовы осиротевшие без покровительства Мангера члены организации «Никто кроме нас». А на этой фотографии Руслан Агаев вместе с Ильей Кивой и соратниками 24 ноября 2020 года пикетируют посольство США в Киеве.
Руслан Агаев (крайний слева), Илья Кива (в центре) и члены ОО «Патриоты — за жизнь» на акции у посольства США, 24.11.2020
Но вернемся к территориальной обороне. Члены организации «Никто кроме нас», несмотря на привлечение к уголовной ответственности и выдвинутые обвинения, несмотря на активное участие в пророссийских митингах и акциях, постоянно участвуют в военных учениях в Херсонской области.
Согласно фото из открытых источников, Руслан Агаев вместе с друзьями из охранной структуры в сентябре 2020 года был привлечен к стратегическим командно-штабным учениям «Совместные усилия» — первому этапу учений «Объединенные усилия 2020», участие в которых принимали также подразделения вооруженных сил США и Великобритании. Финальным аккордом в учениях бригады ТрО Херсонщины стала отработка задач по обороне порта и отражения нападения в одном из городов юга Украины.
Руслан Агаев (слева без камуфляжа) на стратегических командно-штабных учениях «Объединенные усилия 2020», Херсонщина, 19.09.2020
Весной того же 2020 гоад представители ОО «Никто кроме нас» вообще выступили инструкторами по огневой подготовке на очередных сборах территориальной обороны Херсонщины.
Руслан Агаев пробыл руководителем организации недолго, его еще в марте 2016 года, как свидетельствуют данные ЕГР, сменил другой соучредитель — Владимир Арнаут. В 2018 году он подписал контракт с ВСУ и служил в составе 503-го отдельного батальона морской пехоты. В отличие от Агаева, Арнаут свои политические симпатии к какой-либо партии публично не озвучивает, но и с членами организации, которые «приписались» к Илье Киве, связь не порывает.
Боец с позывным «Донор», которого мы встретили на полигоне во время сборов ТрО Херсонщины, также является членом ОО ветеранов ВДВ «Никто кроме нас». Мы сразу установили его принадлежность к этой организации по уже знакомому нам шеврону.
Сейчас «Донор» служит по контракту в ВСУ, а на внеплановых учениях теробороны выступает инструктором. По его словам, не все, кто носит нашивки их ГО, являются сторонниками ОПЗЖ или Опоблока. Говорит, что лично он с «Патриотами за жизнь» не сотрудничает. Но подтверждает: большая часть членов «Никто кроме нас» — ярые сторонники Кивы и его идей.
«Смотрите, раскола среди нас нет. Каждый имеет свой выбор. Кто-то поддерживает эту партию, кто-то — нет, у каждого свой выбор. Да, у нас большая часть организации поддерживают (ОО «Патриоты за жизнь» Ильи Кивы — ред.). Я не в политике — я занимаюсь своим делом», — говорит боец «Донор».
Боец «Донор», инструктор отрядов теробороны, член ОО «Никто кроме нас»
Отметим, что херсонские соратники Рабиновича-Медведчука и их политического подмастерья Кивы сегодня работают на всех фронтах. В том числе — и на наиболее перспективном — с детьми, которых обучают военному делу.
Кроме представителей ОО «Никто кроме нас» на полигоне в рядах защитников Херсонщины в этот день мы встретили и других известных на Херсонщине людей.
Сергей Герасимюк — в прошлом депутат Херсонского городского совета от Партии регионов и руководитель местной ячейки молодежного крыла этой политсилы. По свидетельствам активистов, именно Герасимьюк координировал отправку херсонских титушок на киевский Антимайдан.
Сейчас риторика Герасимюка резко изменилась: он призывает к всеобщему объединению перед лицом внешнего врага.
«Нам нужно объединятся, нам нужно понимать, что мы не должны заниматься здесь какой-то политикой. Пусть политикой занимаются в Киеве. А мы должны работать, кормить свою семью и оттачивать мастерство войны», — говорит Герасимьюк.
Сергей Герасимюк, депутат Чернобаевской тергромады от ОПЗЖ
Сергей Герасимюк является депутатом Чернобаевской территориальной громады от партии «Оппозиционная платформа — за жизнь». Говорит, что в батальоне теробороны Херсонщины еще трое его однопартийцев — депутатов из этой же громады.
Недавно назначенный военным комиссаром Херсонщины Александр Зиньковский говорит, что политическая позиция не является критерием отбора в подразделения теробороны. То есть, практиковаться в защите Херсонщины от России могут также и представители пророссийских сил.
«Они назначены в это подразделение, в эту команду как военнообязанные. Мы не разделяем украинцев по политическим признакам. Все они украинцы и все дают присягу», — отмечает Зиньковский.
Александр Зиньковский, военный комиссар Херсонской области
В том, что господин Зиньковский считает защиту Родины делом аполитичным, нет ничего удивительного, ведь сам комиссар является действующим депутатом Херсонского районного совета от партии «Наш край». К этому политическому проекту после 2014 года присоединились влиятельные члены Партии регионов, а областную организацию возглавил Виталий Булюк, депутат областного совета и бывший глава таможни. Отметим, что именно Булюка активисты обвиняют в блокировании создания базы морской пехоты в его родном Скадовском районе.
Мы рассказали далеко не обо всех деятелях Херсонщины, которые, держа в руках украинское оружие, могут мечтать о капитуляции перед ее врагом — Россией. И вопрос, чьи приказы они будут выполнять в час «X» и в какую сторону стрелять, остается открытым.
Альона Николова, Петр Коберник, «Центр журналистских расследований»
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.