Путину будет мстить подготовленный в российской армии спецназовец-исламист.
В Сирии подготовкой джихадистов занимаются элитные боевики из Средней Азии и бывших советских республик Кавказа. У выбранной ими экономической модели могут быстро найтись подражатели, пишут в статье для Slate.fr Рао Комар (Rao Komar), Кристиан Борис (Christian Borys) и Эрик Вудс (Eric Woods) [перевод на русский подготовили Иносми.Ру].
Все эти люди вооружены до зубов, на них каски и бронежилеты. Их можно увидеть на защите бункеров, при штурме зданий и у доски с фломастером в руках на тактических занятиях. Хотя аннотации к их видео на YouTube написаны кириллицей, в них слышны исламские песнопения а капелла, которые экстремисты часто вставляют в свои пропагандистские ролики. Только вот мы имеем дело не с обычными джихадистами, а с Malhama Tactical, первой частной военной компанией, которая работает с исламистами со всего мира.
В отличие от печально известной американской Blackwater (теперь Academi), которую обвиняли в массовых убийствах в Ираке, Malhama Tactical не является огромным консорциумом. Группа состоит из десяти специалистов родом из Узбекистана и неспокойных мусульманских республик Кавказа.
Читайте также: Российское ГРУ завербовало на Донбассе три сотни боевиков для войны в Нагорном Карабахе
В любом случае, в такой сфере значение имеет не только размер, особенно в эпоху социальных сетей. Malhama Tactical продвигает свои услуги на различных цифровых платформах, и ее неустанный маркетинг в конечном итоге принес плоды. Сегодня ее технические и тактические навыки находят применение в террористических операциях, как в Сирии, так и других странах. Успехи группы во многом связаны с ее стратегической специализацией: свержение режима Башара Асада и его замена строгим исламистским правительством.
Абу Рофик
Возглавляет ее 24-летний узбек Абу Рофик. О нем мало что известно за исключением его молниеносного движения по социальным сетям, где он рассыпает вокруг фальшивые имена и сведения, чтобы запутать спецслужбы. Практически на всех выложенных в сети фото и видео он закрывает лицо платком, оставляя лишь темные глаза и (обычно нечесаные) длинные черные волосы. Он бегло говорит по-русски с небольшим узбекским акцентом.
С начала работы в мае 2016 года бизнес Malhama Tactical в Сирии набирает обороты. Группы вроде «Фатх аш-Шам» и Исламской партии Туркестана (уйгурские экстремисты из китайской провинции Синьцзян) пользуются услугами компании и ее военным опытом. Причем ее портфель заказов полон, несмотря на недавние неудачи вроде взятия Алеппо режимом Асада. Как сказал Абу Рофик в интервью Foreign Policy через Telegram, Сирия все еще остается главным направлением деятельности Malhama Tactical.
Хотя это, конечно, не помеха для расширения на международном уровне. По словам ее лидера, группа готова работать везде, где угнетают суннитов. Он считает Китай и Бирму странами, которые могли бы больше всего выиграть от джихада. Кроме того, не исключено, что Malhama Tactical может вернуться к истокам, то есть на Северный Кавказ для борьбы с российским правительством.
Читайте также: Наемные убийцы Кремля. Частные военные компании России
В ноябре компания выложила предложения вакансий в Facebook. Ей требовались инструкторы с хорошим боевым опытом. В сообщении Malhama Tactical представлялась как «веселая и дружелюбная группа». Новички должны были быть готовы к постоянному участию в боях, обучению и личному росту, сотрудничеству с «Фатх аш-Шам». Инструкторам полагался всего один день в неделю на отдых от джихада. По своему тону заявление напоминало скорее предложение крупной промышленной компании, а не исламистского отряда, который участвует в кровопролитной войне. Джихад вышел на международный уровень задолго до Malhama Tactical, однако ему едва ли когда-то еще был свойственен такой предпринимательский дух.
Хотя Malhama Tactical стала первой ЧВК, которая работает исключительно с радикальными группами, ее коллеги уже давно участвуют в сирийской войне. Этот конфликт, который продолжается почти шесть лет и унес жизни более 400 тысяч человек, стал настоящей находкой для наемников. Посреди хаоса, в котором «Исламское государство», курдские отряды самообороны, «Фатх аш-Шам» и прочие стороны ведут ожесточенную территориальную и символическую борьбу, частные военные организации лишь потирают руки. Они работают со всех сторон и во всех лагерях.
Первой ЧВК в Сирии стал «Славянский корпус», зарегистрированная в Гонконге группа отставных российских военных, которая, как пишет Interpreter, непродолжительное время оказывала поддержку правительственным силам в 2013 году. Только вот работать на режим Асада оказалось непросто. Сирийские военные крали технику у бойцов «Славянского корпуса», им так и не заплатили, а на их конвой упал запутавшийся в проводах сирийский вертолет (один наемник был ранен). Злоключения корпуса завершились в октябре 2013 года в пустыне на востоке Сирии после победы мятежников у Ас-Сухна. Группу расформировали, а наемники вернулись в Москву, где за незаконную военную деятельность их быстро задержала ФСБ.
После вмешательства Кремля в Сирии, которое официально началось в сентябре 2015 года, почти 1 тысяча 500 российских наемников пошли по стопам ЧВК «Вагнер», которая ранее оказывала поддержку сепаратистам на востоке Украины, если верить расследованию журналистов Sky News. В Сирии их задача заключается в поддержке режима Асада и в отличие от «Славянского корпуса» «Вагнер» может рассчитывать на содействие Москвы. Считается, что группу возглавляет бывший командир спецназа военной разведки Дмитрий Уткин. О «Вагнере» мало что известно, но группа, судя по всему, следует примеру Academi, то есть действует как элитное пехотное подразделение под патронажем российских властей. Ее бойцы нередко прибывают на российских военных самолетах, а их подготовка проводится на базе в Молькино на юго-западе России. По последним данным, «Вагнер» все еще работает в Сирии.
Параллельно с этим огромное число русскоязычных боевиков влились в ряды джихадистских групп в их войне с режимом Асада. По данным Soufan Group, в Сирии насчитывается не менее 4 тысяч 700 иностранных боевиков из бывшего СССР. Подавляющее большинство из них прибыли из Чечни и Дагестана. Обычно они лучше вооружены и подготовлены, чем местные джихадисты, потому что некоторые их них сражались с российским правительством на Кавказе в 1990-х и 2000-х годах.
Русскоязычные террористы быстро завоевывают уважение местных собратьев, потому что боятся смерти еще меньше, чем они. В рядах ИГ и «Фатх аш-Шам» их называют «ингимаси»: смертники, которые бросаются на линии противника в стремлении убить как можно больше врагов и без малейшего желания вернуться из боя живыми. Типичный ингимаси будет сражаться до последнего патрона, а затем приведет в действие пояс с взрывчаткой, когда его позицию окружат.
Читайте также: Кремлевское наступление: Беларусь следующая
Хотя многие из их соотечественников из бывшего СССР становятся пушечным мясом, бойцы Malhama Tactical действуют несколько иначе. Их ниша находится на соприкосновении двух вселенных: профессиональных ЧВК и действующих в Сирии джихадистских движений. Это консультанты, торговцы оружием и в некоторых случаях элитные бойцы.
Все это кажется вполне логичным, если знать послужной список Абу Рофика. По его собственным словам, его взрослая жизнь началась с отъезда из Узбекистана в Россию. Он завел семью и был принят в престижные ВДВ. В 2013 году он уехал в Сирию. В отличие от подавляющего большинства иностранных боевиков он не стал присоединяться к какой-то из существующих групп, а решил лавировать между ними, чтобы сохранить независимость. В 2016 году он основал Malhama Tactical.
В течение года инструкторы Malhama Tactical занимались подготовкой исламистов самых радикальных групп («Ахрар аш-Шам» и «Фатх аш-Шам») для ведения городских боев в районе Алеппо. На одном из видео боевики учатся обращаться с гранатометами и нападать из засады. На другом, бойцы с автоматами и грантами проводят учебную зачистку здания под суровым взглядом инструкторов Malhama Tactical.
Учеба обходится недешево: один гранатометный снаряд стоит на черном рынке порядка 800 евро. Поэтому обучение в мятежников и джихадистов обычно ограничивается физической подготовкой и азами тактики.
Только вот для экстремистов, которые могут себе это позволить, уроки Malhama Tactical стоят вложенных денег. По словам анонимного источника из европейской ЧВК, боевики, подготовленные Malhama Tactical, обладают реальным преимуществом на поле боя.
Кроме того, бойцам Malhama Tactical доводится играть роль спецназа в различных джихадистских движениях. В сентябре 2016 года они влились в ряды Исламской партии Туркестана и помогли ей отбить наступление сил режима на юге Алеппо. Тем не менее, по словам Абу Рафика, подобные вмешательства носят эпизодический характер, а основной задачей Malhama Tactical остается военная подготовка джихадистов и других воюющих против Асада групп. Бывает, что Malhama Tactical поставляет им оборудование. Так, например, компания производит аксессуары для чрезвычайно популярного в стране автомата Калашникова. Не менее востребованы среди боевиков также выпускаемые ей приклады и бронежилеты.
Читайте также: «Работает МГБ ДНР!» Бойцы АТО рассказали, как под носом у оккупантов схватили предателя
К тому же, в Malhama Tactical очень серьезно относятся к своему присутствию в социальных сетях. Группа занимается продвижением в Facebook, YouTube, Twitter, и ВКонтакте, хотя в российской соцсети ее страницу все же заблокировали. В Instagram складывается впечатление, что вы смотрите профиль успешного производителя оружия. Фотографии боеприпасов и бойцов тщательно обработаны и всегда сопровождаются профессионально выполненным логотипом. Malhama Tactical набрала 210 тысяч просмотров на YouTube и привлекает немалую аудиторию, особенно для своих размеров и опыта. Для сравнения: Бригаде «аль-Мутасем» Сирийской свободной армии, которая в 50 раз больше и в шесть раз старше, едва удалось перевалить через отметку в 110 тысяч просмотров. От сирийских мятежников до украинских солдат и донецких сепаратистов — все комментируют публикации группы.
На страницах Malhama Tactical на YouTube и в Facebook предлагаются и бесплатные уроки для джихадистов. Там можно научиться делать гранаты, чистить оружие, вести городской бой и так далее. Инструкторы проводят онлайн-сессии по первой помощи, использованию гранатометов, условным жестам и засадам в тех случаях, когда непосредственная консультация невозможна.
Хотя Malhama Tactical требует оплаты своих услуг, Абу Рофик не хочет, чтобы его считали наемником. Он уверяет, что мотивация его группы выше денег. «У нас другая цель, мы сражаемся за идею», — уверяет он. Другими словами, это джихад против Асада.
«Подобные структуры и деятельность будут встречаться все чаще в ближайшие десятилетия», — полагает Шон Макфейт (Sean McFate), преподаватель Университета национальной обороны США и автор книги «Современный наемник». По его словам, развитие Malhama Tactical является естественным следствием войны в Сирии. Тем не менее такая смесь экстремисткой идеологии и приватизации войны говорит о новой и весьма тревожной тенденции. «Мы переступаем порог, когда фанатики начинают платить [за военную подготовку], это веха в современной войне», — уверен Макфейт.
Действия Абу Рофика привлекли к нему внимание Москвы, которая считает его серьезной террористической угрозой. 7 февраля российская авиация нанесла удар по его квартире в Идлибе, в результате чего погибли его беременная жена, маленький сын и другие мирные жители. Вопреки первым сведениям, которые опубликовала Malhama Tactical в социальных сетях, местный источник подтвердил, что Абу Рофик не погиб, потому что вышел из дома за несколько минут до удара, чтобы помочь соседям.
В любом случае, влияние этой джихадистской ЧВК дает о себе знать на севере Сирии, и у нее могут появиться подражатели за пределами Ближнего Востока. Даже если Абу Рофик погибнет, а Malhama Tactical исчезнет, он уже изменил ход войны с Асадом, а вместе с этим, возможно и будущее военно-промышленного комплекса.