заглянуть на тёмную сторону

Ким Чен Ын

Для обхода эмбарго ООН у Пекина и Москвы есть давно наработанные схемы.

Совет безопасности ООН в кои-то веки единогласно одобрил санкции в отношении Северной Кореи из-за ее очередного ядерного испытания 2 сентября. Правда, все прошло не так гладко, как хотелось бы Вашингтону и его союзникам, в том числе Украине. Штатам пришлось ради "да" Лю Цзеи и Василия Небензи пойти на серьезные уступки, пишет в "Деловой столице" Владислав Гирман.

Во-первых, речь идет о замораживании активов и запрете на зарубежные поездки северокорейского солнцеликого - Ким Чен Ына. А это было бы очень больно. Буквально накануне японский "старожил" The Asahi Shimbun (выходит с 1879 г.) со ссылкой на южнокорейских банковских аналитиков писал, что Ын насоздавал счетов в Швейцарии, Гонконге и нескольких странах Ближнего Востока на фиктивных владельцев. На этих счетах находятся $3-5 млрд, то есть годовой бюджет армии и ракетной программы КНДР. И эти средства вождь тратит личные нужды, а также на поддерживание достаточного уровня преданности высокопоставленных чиновников. Ну и, когда нужно, деньги идут на ядерные разработки. Этой кладовки Вашингтон и хотел лишить Ким Чен Ына.

Во-вторых, США надеялись добиться голосования за полный запрет на импорт нефти в Северную Корею. Москва и Пекин не могли позволить ни лишения вождя КНДР денег, которые, скорее всего, оседают в их карманах, ни собственно запрета на импорт. Обе страны являются основными поставщиками углеводородов в Пхеньян.

В общем, Вашингтон был вынужден согласиться на смягчение пакета санкций. Например, вместо Ына пострадала северокорейская элита из правящей партии, чьи активы были заблокированы. Был расширен контрольный список товаров и технологий, имеющих отношение к обычным вооружениям, а также введен полный запрет поставок из и в КНДР конденсатов и газоконденсатных жидкостей, Кроме того, наложено эмбарго на экспорт текстиля, который, по некоторым оценкам, приносит режиму до $700 млн в год. Еще $500 млн ежегодно США надеются откусить от налоговых поступлений, приносимых северокорейскими рабами за рубежом, посредством запрета для них новых виз.

Это серьезный шаг, поскольку имеет четкую направленность против Китая и России. По данным ООН, Пхеньян за рубеж отправил 50 тыс. своих граждан. Из них 30 тыс. заняты в России вырубкой леса, строительством и сельским хозяйством. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в июне называл даже большую цифру — 50-80 тыс. северокорейцев в Китае и России. Есть такие "работники и в Европе. Süddeutsche Zeitung, ссылаясь на европейскую статистику, писала, что в ЕС в прошлом году работали 624 жителя Северной Кореи, имевшие временное разрешение на работу, и 534 из них - в Польше. По большей части они работали на стройках и судостроительных заводах. Было уже полно материалов о том, что северокорейцы живут в ужасных условиях, работают по 20 часов и получают сущие гроши. Выгоду от их работы получает хозяин - Ким Чен Ын, поскольку зарплаты перечисляются непосредственно государству.

США, тем не менее, полагают, что даже "полумеры" изрядно ударят по КНДР. Так-то оно так. Но только в теории. На практике выходит, что Пхеньян, Москва и Пекин не откажутся от супердешевой силы рабов XXI в. И запреты Совбеза в данном случае, что мертвому припарка. Обе, точнее даже три страны (считая КНДР), располагают достаточным арсеналом теневых схем, позволяющих плевать на международные правила.

Потому и ограничения импорта нефти и нефтепродуктов особых сложностей не создадут. Объемы нефти, поставляемой в КНДР Китаем, составляют порядка 500-525 тыс. т в год. Впрочем, в последние пару лет Поднебесная вообще играет в молчанку, не предоставляя точных данных об экспорте нефти. Это может означать либо наращивание объемов, либо попытку скрыть, сколько именно получает Пхеньян.

С другой стороны, The Washington Post писала 11 сентября, что китайцы, напротив, сокращают поставки из-за усилившегося с приходом к власти Дональда Трампа давления. Белый дом хочет, чтобы Пекин вразумил своего слетевшего с катушек союзника. Эстафету тотчас же подхватила Россия. По данным Федеральной налоговой службы РФ, за первые полгода Россия экспортировала 4304 т нефтепродуктов на сумму около $2,4 млн, что более чем вдвое превышает показатели 2016 г. И тут важно понимать, что это те цифры, которые Москва не сумела скрыть. Реальные данные в корне могут отличаться.

В той же статье WP описывается схема, по которой происходят поставки российской нефти в Северную Корею вопреки уже существующему эмбарго. Ключевое место в ней занимает "Независимая нефтегазовая компания" (ННК) Эдуарда Худайнатова, которая поставила Пхеньяну нефти на $7 млн. Потому в августе американский Минфин ввел санкции против четырех россиян и нескольких компаний из России, включая Velmur Management Ltd., за то, что они "занимаются торговлей энергией с Северной Кореей". А в июне США вводили меры против ННК и "ННК-Приморнефтепродукт" ("дочка") "за отгрузку в Северную Корею нефтепродуктов на $1 млн".

Velmur Management Ltd. - это краеугольный камень схемы. Она была создана в 2014 г. в Сингапуре и якобы занимается недвижимостью. Однако ее главная задача, считают в Минфине США, состоит в отмывании средств для финансовых посредников из КНДР и юрлиц под санкциями. К тому же у компании нет ни офиса, ни сайта. Очередная, в общем, прокладка, призванная замести следы. В феврале-мае компания купила у ННК нефтепродуктов на те самые $7 млн, продала Пхеньяну, получив плату в долларах, которые потом шли ННК за отгрузки дизтоплива с танкеров, выходящих из Владивостока. Движение между ним и северокорейским портом Наджин было просто сумасшедшим.

ННК, отметим, имеет тесные связи с сингапурским бизнесом. К примеру, в капитал консорциума QHG Oil Ventures (владеет 19,5% акций "Роснефти"), куда входят швейцарский трейдер Glencore и Катарский суверенный фонд, как писали "Ведомости" 24 августа, должны были попасть в частный конгломерат CEFC China Energy и ННК. 8 сентября появилось подтверждение от Glencore готовности продать 14 из 19,5% акций сингапурского консорциума китайской компании. О Худайнатове речи не было, и представители Кремля упорно отказываются подтверждать его причастность к сделке. И еще любопытно, что подъем Худайнатова происходит на фоне вероятного падения его давнего партнера Игоря Сечина. Если Москва на самом деле перетряхивает "Роснефть" и вовлекает Китай, а также Худайнатова, имеющего опыт поставок сырья своей компании в КНДР, то есть основания предполагать, что Кремль решил теснее сотрудничать с Пекином в сфере экспорта углеводородов северокорейскому режиму. И начхать на санкции.

Они, кстати, не такие уже беспрецедентные, какими их называют. В прошлом царство Кимов Вашингтон уже ставил в угол. Все началось в конце войны Ирана с Ираком (80-е). Тегеран испытывал острую необходимость в советских ракетах Р-17, а Ливия с Сирией не могли удовлетворить его спрос. На выручку пришел Пхеньян, который в конце 80-х — начале 90-х переправил в Иран 200-300 Р-17 и Р-17М (классификация США и НАТО - Scud-B и Scud-C). КНДР тогда пыталась заработать на фоне сокращения помощи из разваливавшегося СССР.

Сотрудничество с Ираном крепло и ширилось. Например, 8 декабря 2002 г. Северная Корея на борту иранского судна Iran Meead поставила Тегерану 15 военных катеров, среди которых были шесть патрульных Peykaap, два артиллерийских Tir и пять водолазных Taedong. А на следующий день испанские и американские корабли предупредительной стрельбой в Аравийском море остановили и отбуксировали северокорейский траулер с дюжиной ракет Р-17 и боеголовками для армии Йемена. Государства, в дела которого так любит вмешиваться Иран. Тогда КНДР с легкой руки Джорджа Буша присоединилась к "странам-изгоям". Были прекращены поставки топлива для электростанций в Северной Корее, а также с течением времени введено жесткое эмбарго на множество категорий товаров.

Так что Вашингтон не впервые пытается наказать и пресечь дальнейшие нарушения международных правил безопасности. Но, как показывает практика, пока в процесс вовлечены третьи стороны, Китай и Россия, абсолютного успеха добиться невозможно. Обеим державам нужна КНДР, которая выступает раздражителем для всего мира. Надо лишить их возможности поддерживать Пхеньян.

Как это сделать? Кремль уже оказался под множественными санкциями, но запаса российской прочности хватит еще не на один год.

С Китаем все еще более сложнее. У него подкожный слой жира в десятки раз толще, чем у россиян, и степень взаимозависимости с США несопоставимо выше. Потому с Пекином придется договариваться, чему тот и рад, учитывая его стремление оказаться в списке ведущих государств мира. Значит, он будет использовать карту Пхеньяна с ядерной дубиной на полную катушку.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

виски Томатин

Выбор виски – это не просто покупка алкогольного напитка, это погружение в уникальный мир, где каждая деталь имеет значение. Особое место в сердцах ценителей занимает напиток от Tomatin.

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss