заглянуть на тёмную сторону

Россия вполне закономерно утрачивает статус космической сверхдержавы.

Запуск Crew Dragon Илона Маска станет ударом по российской космической индустрии - и дело не столько в потере контрактов на $300 млн в год, сколько в скорости, с которой Маск смог спроектировать и запустить новый пилотируемый корабль. У России есть свои похожие проекты, но они отстают от графика на несколько лет, а финансирование в 10 раз меньше американского с гарантией не позволит догнать США, пишет The Bell.

«Орел» не взлетел

С 2011 года, после прекращения полетов «шаттлов», американцы и космонавты из стран-партнеров NASA попадали в космос исключительно на борту российских космических кораблей «Союз». Средняя цена доставки одного астронавта на МКС за эти годы составила $55,3 млн, а в последние годы NASA платила «Роскосмосу» по $80 млн за человека. В год «Роскосмос» зарабатывал на этих контрактах около $300 млн, а всего за девять лет американцы купили 70 мест на «Союзах» за $3,9 млрд. Теперь «Роскосмос» может лишиться этих контрактов, если связка ракеты и пилотируемого корабля SpaceX докажет свою надежность.

Похожая ситуация не только в сфере пилотируемых полетов. «10 лет назад Россия занимала 60% на рынке ракетных запусков, сейчас хорошо если 10%. И все это проседание исключительно за счет Маска», - говорит основатель проекта «Открытый космос», популяризатор космонавтики Виталий Егоров. Речь о заказах, перешедших от российского «Протона» к американскому Falcon 9, который разработала Space X. В 2012 году, когда Falcon 9 только выходил на рынок, Россия произвела 11 коммерческих пусков «Протонов». В 2013–2014 годах их было лишь по 8 в год. Сейчас созданный в 1960-х годах в СССР носитель выводится из эксплуатации.

Главное отличие Falcon 9 от «Протонов» - цена пуска: у Falcon 9 она составляет около $62 млн против $65-70 млн «Протона», причем ее специально снижали со $100 млн, чтобы «конкурировать с Falcon».

Пока Crew Dragon готовился к старту, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в передаче «Соловьев.Live» рассуждал о том, что идея «бомбить Марс ядерными зарядами» (он действительно предлагал ядерную бомбардировку Марса, чтобы сделать его более пригодным для людей) - «чудовищна» и является «прикрытием для выведения ядерного оружия в космос». Он критиковал Маска далеко не в первый раз: он называл его успехи «преувеличенными», а его самого - «не специалистом».

У Рогозина есть основания завидовать Маску. Space X и NASA подписали соглашение о сотрудничестве в 2006 году. Годом раньше российское правительство утвердило космическую программу на 2006–2015 годы. В числе прочего, в ней значилось создание многоразового пилотируемого космического корабля. В 2013 году появилась новая стратегия - уже до 2030 года, затем ее еще раз обновили.

Многоразовый пилотируемый корабль «Орел» (его предыдущее название — «Федерация», но Рогозин решил его заменить, потому что «корабль не должен как девочка называться»), который должен прийти на смену «Союзам», Россия начала разрабатывать в 2009 году. Соответствующий контракт РКК «Энергия» получила по итогам конкурса «Роскосмоса».

Первоначально «Орел» задумывался как межпланетный корабль - то есть он ближе не к Crew Dragon, а к кораблю Orion, который по заказу NASA разрабатывает компания Lockheed Martin, объясняет Егоров. В отличие от кораблей вроде Dragon Crew или «Союза», они могут выполнять более долгие полеты - не двое-трое суток, а до месяца, а в атмосферу при запуске входят на второй, а не первой космической скорости.

Технологически «Орел» может оказаться большим прорывом, чем Crew Dragon. Но первый даже не начали испытывать, а второй уже долетел до МКС. Сейчас Россия отправляет космонавтов на станцию с помощью кораблей «Союз-МС» - последней модификации серии, впервые запущенной еще в 1962 году.

«С точки зрения технологий Crew Dragon отличается от “Союза” так же, как “копейка” отличается от Tesla. “Союз” - надежная “копейка”, где все делается вручную, дорогая в эксплуатации, это продукт прошлого века, который работает в силу обстоятельств», - говорит основатель частной космической компании Momentus Михаил Кокорич. То, что в России предлагают сделать для корабля «Орел», - композитный корпус вместо металлического - это «прямо революция», говорил Егоров. Но на практике от него уже решили отказаться: «Роскосмос» должен был закупить материал для корпуса у немецкого производителя, но после Крыма и введения санкций это стало невозможно, процесс разработки завис, все пришлось переделывать, и деньги закончились, говорит Егоров. В итоге от межпланетного корабля подумывают на время отказаться в пользу более легкого, который мог бы летать на околоземную орбиту.

Первоначально беспилотные испытания «Орла» планировали начать в 2015–2016, но затем перенесли на 2017-й, а потом и на 2021 год. При этом глава РКК «Энергия» Сергей Романов признавался, что в реальности беспилотные испытания будет очень трудно начать раньше 2024-го. К созданию корабля «в железе» приступили только в 2017-м. Его первым «пилотом» должен был стать главный пиар-проект Рогозина - робот Федор. Сейчас планы такие: в 2023 году - запуск в беспилотном варианте, в 2025-м - в пилотируемом.

Ни корабля, ни ракеты, ни космодрома

Проблемы были не только с «Орлом». Запускать его планировали с космодрома Восточный с помощью тяжелой ракеты-носителя семейства «Ангара». Но в 2017 году от ракеты, которую пытаются разработать уже 25 лет, для запуска «Орла» решили отказаться в пользу ракеты среднего класса «Союз-5» (но и она еще не разработана, летные испытания только назначены на 2022–2025 годы). На этом фоне создание компанией Маска ракеты Falcon 9 за пять лет и доведение ее до статуса устойчивого носителя за десять лет выглядит фантастическим успехом.

Запускать «Орел» первоначально планировали с космодрома Восточный. Но и с его строительством серьезные проблемы, поэтому в 2019 году пуск решили перенести на Байконур. Указ о строительстве Восточного Путин подписал в 2007 году. Начавшееся в 2007 году строительство сопровождается коррупционными скандалами и сотнями уголовных дел на 10 млрд рублей. К 2016 году смогли достроить часть объектов первой очереди. С Восточного произвели несколько пусков ракеты «Союз».

Достраивать вторую очередь, которая предназначена как раз для тяжелых ракет, долгое время никто не брался: владелец Crocus Group Араз Агаларов объяснял отказ тем, что за выделенные деньги построить ее в назначенный срок невозможно. Он говорил, что смету надо увеличить минимум на 8 млрд рублей. Сейчас работы вновь ведет ушедшее с проекта в 2019 году из-за финансовых трудностей ПСО «Казань». Строительство второй очереди планируют закончить к 2023 году, на него же намечен первый пуск ракеты «Ангара А-5». Пока тяжелую ракету можно запустить только с космодрома Плесецк на севере России.

Сколько Россия и США вкладывают в космос

Весь бюджет федеральной космической программы на 2016–2025 годы составляет около 1,5 трлн рублей ($21,2 млрд). В 2020–2022 годах на космическую программу планируют тратить чуть больше чем по 200 млрд рублей (менее $3 млрд) в год. В 300 млрд рублей оценивается и стоимость строительства всех объектов Восточного. Бюджет NASA только на 2020 год составляет $22,6 млрд.

Стоимость создания первого опытного образца «Орла» - 57,5 млрд рублей (чуть больше $800 млн). NASA выделила на создание нового пилотируемого корабля больше $7 млрд, большую часть которых получил Boeing (его проект Starliner теперь отстает от Маска примерно на год), а $3,14 млрд - Space X на проект, из которого вырос Crew Dragon. В РКК «Энергия», где разрабатывают и «Орел», и ракету «Союз-5», зарплаты невысокие «даже относительно московского региона», а люди там работают за «дело жизни», а не за зарплату, признавался глава корпорации.

«Деньги, которые выделяет государство, - на поддержание штанов», - говорит Егоров. На развитие нужно больше денег, чем оно способно выделить. «Без рынка мы не протянем. Надо смотреть не на стоимость космических услуг, а стоимость барреля нефти. Будет баррель $100 - нам не нужен космический рынок, справимся сами. Будет $150 - мы полетим на Луну, $200 - построим на Луне базу. А $50 - нам снова нужен космический рынок», - говорит Егоров. Возможности российской космонавтики напрямую зависят от возможностей российской экономики.

Но на поддержание того, что уже есть, и денег, и сил хватает. «Россия одна из трех самых крутых космических стран. Все, что человек может сделать в космосе, Россия может сделать, если очень сильно поднапряжется. Во многом это наследие СССР, но в этом нет ничего плохого», - говорит Егоров. В пример того, что России удалось в космосе за последние годы, он приводит рентгеновскую лабораторию «Спектр-РГ», которая строит карту вселенной. Это самый удаленный орбитальный космический аппарат, когда-либо запущенный в СССР и России: он находится в 1,5 млн км от Земли.

Риторика «космической гонки» - это генетическая память и инструмент пропаганды. И, несмотря на то, что на самом деле Россия и США сотрудничают в космосе, вскоре от ее услуг могут отказаться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.


facebook twitter Google Plus rss



Последние обновления

следи за нами социально

facebook twitter Google Plus ЖЖ Telegram rss