В США надеются, что украинцы продержатся достаточно долго, чтобы вооружиться западным оружием до зубов.
Можно следить за вторжением России в Украину с самого начала. Но нужно побывать в Европе и встретиться с местными политиками и предпринимателями, чтобы осознать, что произошло на самом деле. Об этом, как передает ZN.UA, пишет трехкратный Пулитцеровский лауреат Томас Фридмен в New York Times.
«Понимаете, я думал, что Владимир Путин вторгся в Украину. Я ошибался. Путин вторгся в Европу. Ему не стоило этого делать. Потому что это самая большая глупость, сделанная в разгар европейской войны со времен вторжения Гитлера в Россию в 1941 году», - говорится в статье Фридмена, Автор сознается, что осознал это лишь тогда, когда пересек Атлантический океан.
Издалека могло казаться, что, в конце-концов, Европа смирится с полномасштабным российским вторжением в Украину, которое началось 24 февраля. Наверное, именно на это и рассчитывал Путин. Ведь Европа же смирилась с аннексией украинского Крыма в 2014 году. Тогда сопротивление было минимальным, а волна потрясений довольно ограничена. Но так думать было очень большой ошибкой.
Российские солдаты без разбора обстреливают украинские жилые дома и больницы, убивая гражданских, грабя чужие дома, насилуя женщин и создавая самый большой кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны. И это вторжение все больше рассматривается как повторение бойни, которую Гитлер устроил в Европе, начав с вторжения в Польшу в сентябре 1939 года. Добавьте к этому еще путинские угрозы применить ядерное оружие. Российский автократ обещает любой стране, которая решит вмешаться в развязанную им войну, «последствия, которых вы никогда не видели». И это разъясняет все.
Это объясняет, почему буквально за ночь правительство Германии отвергло почти 80 лет политики невмешательства в конфликты и максимального урезания оборонного бюджета. В то же время Берлин объявил об огромном увеличении расходов на армию, а также пообещал отправить оружие Украине. Это объясняет, почему Швеция и Финляндия молниеносно отказались от 70 лет нейтральности и подали заявки на вступление в НАТО. Это также объясняет, почему Польша мгновенно перестала заигрывать с лояльным к Путину венгерским популистом Виктором Орбаном, настроенным против иммигрантов. Варшава быстро открыла свои границы для более чем двух миллионов украинских беженцев, а также стала критически важным мостом для обеспечения украинской армии оружием НАТО.
Это также объясняет, почему за одну ночь ЕС отказался от практики вводить мелкие экономические санкции против России и произвел запуск «высокоточной экономической ракеты» прямо в центр путинской экономики. В итоге то, что, казалось, было лишь российским вторжением в Украину, превратилось в мощное землетрясение, всколыхнувшее и разбудившее всю Европу.
«Старый статус-кво уж точно никогда не вернется. Мы наблюдаем большие изменения в Европе, происходящие в ответ на поведение России. Это происходит не из-за давления Америки, а потому что восприятие угрозы со стороны России сегодня совершенно другое. Мы понимаем, что Путин говорит не только об Украине, а обо всех нас, о нашей свободе», – сказал бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.
Нравится это кому-то или нет, современная Европа теперь в режиме конфронтации с Россией, - добавил бывший немецкий дипломат. Москва больше не часть европейского мирного порядка. А доверие к Путину «полностью утрачено». Но это совершенно не удивительно. Путинская армия систематически уничтожает украинские города и инфраструктуру, не пытаясь навязать российскую власть городам, общинам и фермам, а преследуя цель полностью стереть их с карты вместе с жителями. Чтобы утверждение Путина о том, что Украина "не настоящая страна", стали правдой.
Автор напоминает, как во время Всемирного экономического форума в Давосе провел интервью с мэром Бучи Анатолием Федоруком. Именно в этом украинском городе российские солдаты убили много гражданских. Тела либо бросили гнить на улицах, либо скинули в массовые могилы во дворе местной церкви перед тем, как российские войска отступили.
«У нас в городе разными способами было убито 419 мирных жителей. Там не было никакой военной инфраструктуры. Люди были беззащитны. Российские солдаты грабили, насиловали и напивались. Я не думал, что такое может происходить в 21 веке», – сказал Федорук.
Автор отмечает, что, реагируя на российские преступления, Евросоюз сам себя удивил. Поскольку ему удалось консолидировать усилия 27 стран-участниц и быстро принять важные решения. С февраля ЕС ввел 5 пакетов санкций против России, которые причинили боль не только российской экономике, но и европейским странам. Бизнесы были утрачены, а сырье подорожало. Шестой пакет, одобренный в понедельник, должен отрезать 90% импорта российской нефти в ЕС до конца года. А Сбербанк отключили от платежной системы SWIFT. Фридмен больше всего поражен тем, что страны ЕС приняли очень большое количество беженцев из Украины без особых нареканий. Европейцы понимают, что украинские солдаты защищают и их тоже. Поэтому самое малое, что они могут сделать - это приютить их женщин, детей и родителей.
«Они получают такой же медицинский уход, выплаты по уходу за детьми и образование, как и поляки. А почему бы и нет? Эти люди трудятся и платят налоги. Единственное, чего у них нет – это право голосовать», – сказал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Он добавил, что Путин, очевидно, рассчитывал на скорейшее появление раскола в ЕС под его давлением. Но он ошибся. Европа более объединена, «чем была до начала российской войны против Украины».
«Путин, глядя на все это, наверное, спрашивает себя: «ЕС впервые так выступил против меня? Не может быть! Нет, подождите, так оно и есть! Что происходит? Я думал, Германия у меня в кармане. И я купил ее, заплатив дешевым газом. Никогда бы не подумал, что все они объединятся вокруг Украины, рассматривая вторжение на ее территорию как атаку против всех». Но именно это и произошло», – пишет автор.
В то же время многие в ЕС задумываются над тем, как долго им удастся поддерживать этот болезненный фронт. И Фридмен признает, что это оправданный вопрос.
«Путин делает ставку на усталость Запада. Он знает, что у него больше времени, потому что демократии не так терпеливы, как автократии», - объяснил Моравецкий.
И это правда. Некоторые лидеры ЕС уже уговаривают президента Джо Байдена позвонить Путину и выяснить, какие есть возможности для установления перемирия. Российские войска сейчас прорывают украинскую оборону на разных стратегических направлениях на востоке и юге Украины, массово применяя ракеты и тяжелую артиллерию. Россияне даже не пробуют вести точный огонь. Им просто нужно массой задавить украинские силы.
« Надеюсь, украинцы смогут продержаться достаточно долго, чтобы прибыло больше передового вооружения с Запада, которое выровняет силы в бою. А также чтобы санкции ЕС начали причинять боль России и украинцы получили преимущество на мирных переговорах с Путиным», - пишет автор.
Он замечает, что в Европе закрепилось еще одно убеждение. Из-за варварской войны Путина и преступной жестокости его солдат никто не готов доверять России в вопросе Украины, пока российский автократ у власти. Никто не продвигает идею смены режима в Москве. Но никто также не хочет, чтобы Запад вернулся к нормальным отношениям с Россией. Из-за Путина эти отношения на столько сломаны, что это будет большой проблемой, когда в конце концов придется сесть за стол переговоров. Впрочем, Путин – это проблема, которую должны решать сами россияне.
Томас Фридмен, New York Times: источник перевода - ZN.UA
Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.